Эффективность дефектоскопического контроля авиационной техники
Эффективность контроля в основном определяется следующими показателями:
— достоверностью результатов;
— длительностью выполнения контроля и трудозатратами;
— отсутствием отрицательного влияния контроля на эксплуа — тационнные свойства деталей или систем ЛА (на коррозионную стойкость и прочность, на датчики курсовых индикаторов и т. д.);
— периодичностью контроля;
— уровнем подготовки дефектоскопистов;
— дефектоскопической технологичностью ЛА.
Периодичность контроля устана, вливают, исходя из
обеспечения заданной надежности. Она согласуется с планом тех* нической эксплуатации Л А данного типа. Исходными данными для определения периодичности дефектоскопического контроля деталей являются: фактические нагрузки, испытываемые данной деталью; скоро-сть развития трещин; чувствительность и достоверность метода (средства) контроля; уровень подготовки дефектоскопистов.
Уровень подготовки дефектоскопистов—один из главных факторов, обеспечивающих эффективное применение МНК. Роль этого фактора определяется тем, что дефектоскопический контроль в эксплуатации является ручным. На ЛА практически нет возможности применять автоматизированные средства дефектоскопии (за исключением средств встроенного дефектоскопического контроля, которые пока используются мало). Чтобы максимально снизить влияние субъективных факторов на результаты контроля, дефектоскопист должен иметь:
— хорошую теоретическую подготовку по дефектоскопии, предполагающую знание физических основ применяемых методов, их технических возможностей, преимуществ и недостатков, областей применения при эксплуатации авиационной техники, конструкции и правил эксплуатации дефектоскопов;
— достаточную подготовку по конструкции планера и двигателя, предполагающую знание критических мест ответственных деталей, нагрузок, действующих на них, структуры и свойств их материалов, способов обработки при изготовлении, характера дефектов, подлежащих обнаружению, методов технической эксплуатации, правил техники безопасности;
.— большой практический опыт проведения дефектоскопического контроля применяемыми в авиации методами, включающий навыки в настройке, проверке и применении дефектоскопических приборов и материалов, знание частных методик контроля дета
лей, умение правильно расшифровывать результаты контроля (выделять показания при наличии дефектов от ложных показаний), правильно выбирать дублирующий метод, принимать решение пс выявленным дефектам.
Удовлетворять этим требованиям может человек, регулярно выполняющий дефектоскопический контроль.
Эффективный контроль ЛА в ряде случаев бывает невозможным из-за того, что конструкция ЛА или отдельных узлов не согла-
Трещина
|
Рис. 1.7. Дефектоскопически нетехнологичная (а, 1; б, d—d) и технологичная (а, 2; б, tn—m) конструкция элементов:
а, 1 — трещины в панели не могут быть выявлены; а, 2 — ■пэещины в панели могут быть выявлены токовихревым дефектоскопом или визуально; б, а —а—угол фаски полого вала не обеспечивает контроля ультразвуком, вводимым через доступную поверхность 9 фланца; контроль проводится через зону С, что требует выполнения демонтажных работ, так как эта зона закрыта; б, m — m — наклон фаски под углом 45° позволяет выявлять трещину при вводе ультразвука через зону Я сована с возможностями имеющихся МНК — она дефектоскопически нетехнологична.
Под дефектоскопической технологичностью понимают совокупность свойств, придаваемых конструкции ЛА и ее деталям на этапах проектирования, изготовления и доводки и обеспечивающих возможность обоснованного дефектоскопического контроля высоконагруженных деталей и узлов в эксплуатации. Эти свойства предусматривают:
— приспособленность проверяемых деталей и узлов (по свойствам материалов, конструкции) к контролю одним методом или комплексом методов;
— инструментальную доступность контролируемых мест на ЛА при минимуме демонтажных работ и затрат времени для проведения контроля.
Примеры дефектоскопически технологичного и нетехнологичного выполнения элементов конструкции показаны на рис. 1.7.
Необходимым условием повышения эффективности МНК является совершенствование средств контроля. По данным зарубеж
ных специалистов, перспективными являются контроль радиационными методами, применение метода акустической эмиссии, гуммированных магнитных суспензий для контроля малодоступных зон, магнитно-люминесцентных порошков, цветных магнитных паст; материалов для цветной дефектоскопии длительного хранения при отрицательных температурах с большой скоростью проявления дефекта, материалов для цветной дефектоскопии в аэрозольном варианте, комплектов химических очистителей поверхности деталей, более совершенных универсальных токовихревых и ультразвуковых дефектоскопов, оснащенных специальными механизмами для контроля деталей, расположенных в труднодоступных местах, дефектоскопов, основанных на анализе параметров собственных колебаний деталей; комплектов управляемых оптических приборов и др. В перспективных ЛА значительный объем дефектоскопического контроля должен выполняться системами встроенного (бортового) контроля состояния материала деталей.
Глава 2